НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Пока мировая общественность, напряженно наблюдающая за новостями, полагает, что наша страна занимается исключительно войной, Украина поглощенно изучает проблематику общения. Этой теме было посвящено одно из крупнейших событий интеллектуальной жизни нашей страны – XIV международная теологическая конференция «Успенские чтения». Разумеется, специфика политической обстановки не могла не отражаться на течении встречи. В культурной программе доминировала, конечно, экскурсия на Майдан, где непосредственные участники событий (Алексей Сигов и др.) из первых рук излагали гостям новейшую историю Украины. Эти события прямо или косвенно обсуждались в докладах многих участников. Увы, из-за особого статуса некоторых границ, среди этих участников были не все, кого  мы хотели бы видеть.

Экскурсия по Майдану и улице Небесной Сотни:

Еще одну драматическую особенность нынешнего симпозиума составило то, что он впервые проходил без Блаженнейшего Митрополита Владимира. Успенские чтения – это чадо, появление и жизнь которого на протяжении 13 лет вдохновлялись молитвами и деятельным участием этого неповторимого, для многих святого, пастыря. В этот раз его невидимое присутствие на конференции помог ощутить один оставленный им подарок: в 2013 г. Блаженнейший, предполагая, что из-за болезни не сможет прийти на открытие Чтений лично, записал для всех участников видеоприветствие. Тогда видео не понадобилось, так как он все-таки пришел сам, - но оно осталось нам на память (по-французски это называют souvenir, по-славянски – благословение), и в этом году стало буквально альфой и омегой нашей конференции.

На могиле Блаженнейшего Митрополита Владимира:

Приятно, что открытие Чтений приветствовал и новый Предстоятель Украинской Церкви – Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Как водится, звучали доклады и других иерархов: управляющего делами УПЦ, ректора Духовных школ митрополита Антония (Паканича), митрополита Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра (Драбинко), ординария Киевской и  Житомирской диецезии архиепископа Петра Мальчука, епископа Львовского и Галицкого Филарета (Кучерова). Две сессии конференции модерировали митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич) и епископ Макаровский Иларий (Шишковский).

Основными направлениями размышлений были темы общения с Богом, общения в Церкви, общения между Церквями, новых проблем и возможностей общения в современном мире. Первую и, пожалуй, важнейшую из этих тем – общение с Богом в молитве – в православной перспективе осветил епископ Филарет. Католический подход к Богообщению представил о. Петр Октаба OP (Киев), рассматривая его как участие в Христовых страстях (койнония тон патематон). Академик Сергей Хоружий (Москва) задался интересным вопросом: что представляет собой православный опыт молитвы: созерцание или словесное общение? Хотя длительное влияние платонизма приучило нас воспринимать цель исихазма как теорию (созерцание), источники показывают, что в действительности православные мистики всех времен стремились скорее к опыту вербального общения со Христом, конкретному и неповторимому.

Первый день в Киево-Печерской Лавре:

​​

Открытие конференции в Актовом зале
Киевской Духовной Академии

Доклад епископа Львовского и Галицкого
Филарета

Слушатели во время открытия

Архиепископ Петр Мальчук

о. Кирилл (Говорун) и Адальберто Майнарди

Доклад Адальберто Майнарди

Знаковыми для нынешней встречи явились рассуждения митр. Александра (Драбинко) о Митрополите Владимире, христоцентричное миросозерцание которого помогало ему всегда оставаться выше внутрицерковных и околоцерковных разделений, не соблазняясь проторенными путями – (по типологии преп. Марии Скобцовой) «синодального благочестия», «уставщичества», «эстетизма», «аскетизма» или даже вдохновленного Новым Заветом реформаторства. Забывая себя самого в предстоянии Богу, он не примыкал ни к одной из «партий» и стяжал ту внутреннюю целостность, которая позволяла ему собирать всех вокруг себя: быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых (Рим. 15, 1).

Несомненно, в личности Митрополита Владимира воплотился тот идеал церковной койнонии, преодолевающей межпартийные преграды, который многие взыскуют и описывают теоретически, но не многие способны показать на практике. Возможно, самые близкие параллели обнаружились в патристических докладах, особенно, в выступлении директора Амвросианской библиотеки в Милане о. Франческо Браски о свт. Амвросии Медиоланском, который проявлял милосердие и гостеприимство, созидание общины предпочитая строгому применению дисциплинарных правил. На Востоке, подобное попечение о братолюбии в христианской общине выражал свт. Климент Александрийский, - об этом рассказал о. Олег Киндий (Львов). Особенно пылкими борцами против изоляции христиан внутри общины можно назвать антиохийских Отцов, таких как свт. Иоанн Златоуст; их наследие в Киевской богословской традиции рассмотрела Дарья Морозова. Патристическую тему продолжил православный мыслитель из Стокгольма Михаэль Хьяльм, который сопоставил понятие соборности у преп. Максима Исповедника с аналогичным понятием в славянском православии, и предложил свое видение синтеза онтологической эсхатологии «сверху» и этической эсхатологии «снизу».

Поскольку ХХ в. радикально изменил понимание церковного общения, многие доклады были посвящены осмыслению этих изменений. Адальберто Майнарди из общины Бозе (Италия) проследил участие православной екклезиологии – и прежде всего, взглядов о. Николая Афанасьева – в подготовке II Ватиканского собора. Его сильный акцент на евхаристическом общении позволил отойти от односторонней сосредоточенности на роли епископа, присущей I Ватикану. Участию в этом же соборе выдающегося католического богослова Ива Конгара посвятил свое выступление о. Фьоренцо Эмилио Реати из Брешии (Италия). Второму Ватиканскому собору, где Православная Церковь была названа сестрой Католической Церкви, были посвящен также поэтичный доклад Анн-Мари Пельтье, известного библеиста из Парижа. Ее книга «Библейские чтения», демонстрирующая включенность библейского текста в культурный контекст Европы и ее неизменную актуальность в нем, адресованная не только знатокам, но широкому кругу читателей, только что вышла в издательстве «Дух и литера». Захватывающая история создания и перевода этой книги (на начальных этапах в ней участвовал и Сергей Аверинцев) была тепло представлена на «Успенских чтениях» самим автором, а также супругом покойной переводчицы Натальи Сахаровой Игорем Сахаровым (Санкт-Петербург), о. Антонием Ламбрехтсом (Шевтонь) и Константином Сиговым.

Ряд выступлений осветил роль других деятелей католического богословия. Елена Маццола (Москва) ярко обрисовала общение демократичного папы Иоанна-Павла II с молодежью из движения «Общение и освобождение». Издательство «Дух и литера» давно дружит с этим движением, и в этом году его участники принимали активнейшее участие в Успенских чтениях. В частности, Давиде Наварриа (Милан) рассказал о том, как два священника «Общения и освобождения» - Жюльен Рис и Луиджи Джуссани – проповедовали Христа в Европе Маркса и Фрейда. А брат Ришар, духовник другого крупного молодежного центра, монастыря Тэзе, рассказал о приоре их общины брате Алоисе и его призыве «пребывать под одной крышей», реализуемому в Тэзе и обращенному к христианам во всем мире.

Второй и третий день в Институте религиозных наук св. Фомы Аквинского:

О. Франческо Браски

Брат Ришар

Обсуждение докладов о. Василия Фельми
и Сергея Бортника

 

Презентация книги Анн-Мари Пельтье "Библейские чтения".
Константин Сигов, о. Антоний Ламбрехтс, Анн-Мари Пельтье, Игорь Сахаров

Елена Глазова

Дарья Морозова и Сергей Хоружий

Александр Филоненко, епископ Макаровский Иларий, о.Войчех Сурувка
 

Слушатели

Обсуждение докладов.
Адриано делл'Аста, Марта делл'Аста,
о. Франческо Браски, иг. Арсений Соколов

О. Олег Киндий

 

Елена Маццола

Доклад о. Петра Балога.
Председательствуют митрополит
Белоцерковский и Богуславский Августин
и архим. Кирилл (Говорун)

Приобщение – одно из важнейших значений греческого слова койнония.  Поэтому Евхаристия – основа общения – привлекла внимание многих участников. Иг. Арсений (Соколов), который несет служение в древнем Бейруте, взглянул на таинство Приобщения глазами традиционных обществ, для которых оно было средоточием жизненного уклада и плодом всех трудов, духовных и физических. О. Михаил Димид (Львов) рассказал о полноте евхаристического гостеприимства, к которой призывают нас Новый Завет, отцы Церкви и современные богословы. Директор гостеприимного института им. Фомы Аквинского о. Войчех Сурувка изложил роль койнонии в христианском понимании братства. Проф. Марек Кита из Кракова акцентировал на важности живого опыта церковной общины в осмыслении фундаментальных вопросов теологии. На персоналистском подходе к общению сосредоточилась Екатерина Рассудина.

Участников встречи, посвященной церковному общению, не могла не волновать екклезиологическая тематика, в контексте которой принято рассматривать и саму Евхаристию. Однако, архимандрит Кирилл (Говорун) (Киев-Йейль) обратил внимание, что екклезиология, с ее извечным вопросом о границах Церкви, сама по себе не способствует межконфессиональному общению. Соответственно, многие богословы ХХв. стремились уйти от языка той или иной екклезиологии к некоему нейтральному «эсперанто», приемлемому для всех. Проблема этих попыток, по мнению о.Кирилла, та же, что и проблема лингвистического эсперанто – отсутствие широкой рецепции. Поэтому подлинные поиски единства сегодня должны идти не путем синтезирования искусственного языка, а путем глубокого изучения традиций друг друга. Пример такого изучения подали о. Василий Фельми (Германия) и Сергей Бортник (Киев),  внимательно сопоставляя разнообразные подходы православных и протестантских екклезиологов – митр. Иоанна (Зизиуласа), прот. Николая Афанасьева, Вернера Элерта. О. Петр Балог (Киев) провел сравнение католической и православной традиций, опираясь на труды прот. Георгия Чистякова.

Рассматривать общение в Церкви исключительно в богословском аспекте, в отрыве от всех остальных измерений культуры, - распространенный соблазн для современной гуманитарии. В этом грехе никак не обвинишь Успенские чтения, где искусству и литературе была отведена целая секция. Она проходила под барочными сводами храма Св. Духа, но посвящена была целиком Серебряному веку. Подходы к общению в эту эпоху систематично рассмотрела Татьяна Кочеткова (Лейден). Мария Великанова (Москва-Метц) проследила сюжет общения святых у оригинального католического мыслителя и писателя Шарля Пеги, с его поэтикой средневековой Франции. Проф. Елена Глазова из Атланты виртуозно изложила мистичное учение Т.-С. Элиота о «трех голосах поэзии», затрагивая и творчество других его современников. Ее выступление органично продолжила проф. Ирина Багратион-Мухранели из Москвы удивительно богатым рассказом о словах-концептах в теории общения О. Мандельштама.

Хотя некоторые докладчики позволили себе устремиться к Парнасу Серебряного века, на Чтениях звучали и более злободневные ноты, в частности из оперы актуальной политики и из сферы масс-медиа. Именитый славист из Милана Адриано делл'Аста взялся за деконструкцию мифа о Евросоюзе как начинающей империи, которому он противопоставил свой взгляд на хитросплетения европейских историй. Хотя некоторые восприняли его доклад как идеализацию европейского общества, в действительности речь шла лишь о шансах и устремлениях Европы, которые нередко разбиваются окружающим цинизмом. Свящ. Оливье Пейрон (Лион) предложил свой рецепт преодоления этого кризиса современной культуры с помощью христианской концепции общения. Специалистом в этой области можно смело назвать лидера православных СМИ Украины о. Георгия Коваленко (Киев), который, исходя из своего богатого опыта, рассказал, как возможно общение в христианской общине на фоне развития коммуникативных технологий. Прот. Богдан Огульчанский также выступил со смелыми рассуждениями о молитве в соцсетях и прочих особенностях благовестия в информационную эпоху. Александр Филоненко (Харьков) рассуждал о ценностях в общении, противопоставив идее «защиты христианских ценностей» живое искреннее христианское свидетельство, способное во всей полноте раскрыть экзистенциальный смысл главных христианских добродетелей.  

Четвертый день в Киево-Могилянской Академии:

Доклад о. Богдана Огульчанского

Доклад Марека Кита

Обсуждение доклада владыки Александра
(Драбинко)

В Киево-Могилянской Академии

Круглый стол

Выступление Оливье Ведрина

Доклад о. Михаила Димида
 

Выступление Анатолия Ахутина
на Круглом столе

В Киево-Могилянской Академии

Выступление аббата Филиппа Вандерхейдена
​в Киево-Могилянской Академии

Конференцию завершил изобилующий интеллектуальными яствами круглый стол «Актуальность общения-койнонии в свете нашего опыта», возглавленный Константин Сиговым. Об объединяющем  опыте Всеукраинского Совета Церквей во время Майдана и киевской традиции на нем говорили о. Игорь Шабан (Киев) и о. Богдан Огульчанский. О. Антоний Ламбрехтс из Шевтони поделился интересным комментарием на евангельскую притчу о богаче и Лазаре, призывая увидеть брата в тех, кто всегда казался нам чужим. Важный пример того, как это возможно, привел о. Георгий Коваленко, рассказав о роли монахов-миротворцев на ул. Грушевского, которые «несвоевременно» и самоотверженно напомнили противостоящем сторонам об их братстве. Глубокое философское осмысление сегодняшним поискам украинской идентичности предложил Анатолий Ахутин. По его мнению, для процесса идентификации необходим опыт различения. Слово «различение» является однокоренным к личности. Для открытия собственной личности мне онтологически необходим Другой как принципиально нетождественный мне; нахождение перед лицом Другого не возможность, а условие моей идентичности. Это крайне важно понимать, чтобы изначально избежать многих искушений, связанных с построением новой украинской идентичности. Возможно, для Украины Другим и является Европа. Другой участник круглого стола, лектор Европейской комиссии Оливье Ведрин говорил о реализации европейских ценностей, которую он видел на Майдане.  Приятно, что на круглом столе выступил также аббат монастыря Шевтонь Филипп Вандерхейден, впервые посетивший Киев. Его тихое, молитвенное, внимательное участие чувствовалось каждый день, а отзыв о Киеве был полон благодарности.

Так что, хотя война на востоке Украины все еще продолжается, и хотя с нами уже нет человека, который паче прочих содействовал примирению, - есть вещи, которые дарят надежду. Одна из них – это то, что в Киеве по-прежнему могут встречаться люди совершенно разных взглядов и конфессий и в благодатной атмосфере богословского симпозиума делиться – через переводчика или напрямую – самыми заветными мыслями о самых важных тайнах.

 Текст подготовила Дарья МОРОЗОВА.

 

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner