НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Протоиерей Василий Чобану

Протоиерей Василий Чобану

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие украинские братья и сестры во Христе!

Поздравляем Вас с праздником преподобного отца Паисия Величковского!

Истинные братья и сестры не те что говорят на одном языке, а те которые исповедуют общую веру истины и любви, а через Святое Таинство Евхаристии носят Плоть и Кровь Христа Спасителя, являясь сыновьями и дочерьми Отца небесного истинно по плоти и крови – Новый Израиль. И тогда все преграды человеческие рушатся и Матерь у нас у всех одна – единая соборная и апостольская Церковь Христова.

Такие моменты братской и христианской любви и мы с Вами пережили на Украине и в Молдове, особенно в радости Божественной Литургии в Лишне и в Кишиневе, когда по воле Божией, были наведены нерукотворные, нерушимые мосты между нами, даже на архиерейском уровне. С тех пор вы живете в наших сердцах и, смеем надеяться, что это взаимно. Но не мы с вами были первопроходцами…

Еще в середине 17-го века мы породнились, когда Тимофей – сын Богдана Хмельницкого стал зятем светлой памяти Господаря Молдовы Василия Лупу и отдал свою жизнь, защищая столицу Сучаву от нашествия иноверцев.

Бракосочетание то получило благословение Святого Митрополита Киевского Петра Могилы, через имя которого также переплетается наша общая христианская история – я бы сказал перефразируя: родимца Молдавского – святителя Украинского.

Продолжителем этого нашего братства был светоч 18-го века – Преподобный отец наш Паисий Величковский. Каков же был этот век?

Восточный христианский мир находился под игом османским и мусульманским. Балканские страны: Болгария, Сербия и другие были превращены в «пашалыки» и потеряли всякую независимость. Послепетровская Россия после отмены патриаршества ввела обер-прокурорское правление над Священным Синодом, а монашество привело в упадок.

Константинополь – под турками…

Но вот, провидением Господнем, румынские княжества Валахия и Молдова, сохраняли частичную автономию в церковных делах, хотя и они находились под фанариотским правлением более ста лет – с начала 18-го и по начало 19-го века. В 1641 году при господаре Василие Лупу (свате Богдана Хмельницкого, как я уже упоминал) – в Ясах, тогдашней столицы Молдовы, было единственное место, где на всем православном Востоке стало возможным проведение Всеправославного собора, который кстати, с незначительными поправками, одобрил в масштабе всего православного мира Исповедание веры святителя Петра Могилы. А уже в упомянутом Фанариотском режиме господарями румынских княжеств становились греческие купцы из Фанарского квартала Цариграда, которые покупали у султана трон этих стран. Но тем не менее, не допустил Господь, чтобы угасло христианское подвизание и молитва на Святой Афонской Горе и на нашей родине в Земле Молдавской.

В этих условиях начал свой светлый путь великого молитвенника и просветителя христианского Востока родимец Полтавский – Паисий Величковский. Вначале на Афоне, укрепив себя в монашеском подвизании, обретая через усердие и смирение много даров Святого Духа, и, увенчав свой жизненный подвиг окормлением всего православного Востока своими трудами, даря несметные духовные сокровища румынским, греческим и славянским братьям, даже до Древнего востока, а далее, через своих учеников и последователей до Аляски и Америки. Таким образом, он был светочем, который «вытащил из могилы 18-й век» - как выразились о нем исследователи его вклада в историю Церкви.

Таким образом, он является великим достоянием Молдовы, Украины и всего Православия. Чему же учит его жизненный подвиг нас, жителей 21-го века? Глянем на Восток – увидим последователей «homosovieticus», которые готовы пролить кровь, за статую своего идола – Ленина. ( И разве не кощунство то, что между Троицкой(!) и Спасской(!) башнями Кремля, возвышается языческий храм – мавзолей)? Глянем на Запад – и увидим «homopostchristianus», который отрекается от Христовых заповедей и узаконивают разрушение устоев «малой церкви» - семьи. Что же делать христианину? Куда податься? Не на Востоке спасение и не на Западе, а в Духе и Истине. Где бы ни выпало нам находиться, по воле Божией, на Востоке ли, на Западе ли – мы исповедники Христа – Бога, Спасителя и Господа нашего – Он Путь, Истина и Жизнь! Не отвлекаться на политические конвульсии мира сего, ибо «Царство Мое не от Мира сего»…(Ин.18.36) изрек Господь. Горе имеем сердца!!!

Так и поступил в такое же смутное время юный Паисий. Его не смутили ни реалии обер-прокурорской России, ни враждебность султанской Турции. Он выбрал Царство Небесное и нам сладко вспоминать, что он нашел приют и благодатную почву исповедовать Христа и приумножить труды Святых Апостолов в тогдашнем оазисе Провославия, которым была земля моей многострадальной Родины Молдовы, которая через него – также и ваша родина, дорогие наши украинские братья и сестры. Молите Бога и Св. Паисия о нас….

Любящий вас христианской любовью – прот. Василий Чобану со чадами.

Слава христианской(!) Украине!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков!

Аминь.


Зачитан на международном круглом столе "Преподобный Паисий Величковский в истории и современности", состоявшемся в духовно-просветительском и социальном центре "Ковчег" при приходе преподобной Параскевы Сербской с. Лишня Макаровского района Киевской области. 
 

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner