НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Источник: spmu.narod.ru

КЛБИ 2003

С 28 июля по 9 августа в аудиториях Киевской Духовной Академии и Семинарии (КДАиС) в Киево-Печерской Лавре проходил Летний Богословский Институт (КЛБИ), организованный, по благословению блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Библейско-Богословским Институтом св. ап. Андрея в Москве (ББИ) и Центром европейских гуманитарных исследований (НаУКМА) совместно с Киевской Духовной Академией.

Эти две недели — целое событие в духовно-интеллектуальной жизни украинской столицы и, пожалуй, всей Украины. Впервые двери православной духовной школы, пусть и на такой кратчайший срок, распахнулись перед светскими слушателями. Дело в том, что наши духовные академии, семинарии и училища заняты подготовкой священнослужителей и просто не в состоянии допустить к себе вольнослушателей, т.е. тех молодых (да и не только молодых) людей, которые не собираются посвящать себя служению в сане, но интересуются богословскими науками. Впрочем, интересуются — это слабо сказано. В нашем обществе растет число людей с сильной тягой, можно даже сказать, с жаждой знаний в духовной, философско-богословской области. Отчасти это связано со снятием прессинга советской идеологии, отчасти, по-видимому, — с общим менталитетом украинского народа. Но факт остается фактом: немалое число наших сограждан, особенно среди студенческой молодежи, усиленно ищет хорошего богословского образования, но найти его может только в католических учебных заведениях (в Киеве это Католический институт св. Фомы Аквинского, во Львове — Богословская греко-католическая академия). Что касается некоторых протестантских институтов и семинарий, стоящих на должном академическом уровне (здесь можно назвать баптистскую семинарию на Харьковском массиве, сделанную по образцу Даласской в США), то туда, хотя формально прием открыт для всех (впрочем, тоже далеко не везде), фактически могут поступить только члены протестантских общин. Вот, пожалуй, и все, если, конечно, не считать курсы типа «Новый Акрополь», т.е. мистико-оккультных организаций.

Что же получается? При богатейшей, правда, насильственно прерванной, традиции православного богословского образования в нашей стране, прежде всего в Киеве, наши соотечественники вынуждены довольствоваться неправославным, к тому же весьма односторонним и, надо особо отметить, консервативным освещением богословских дисциплин.

ББИ — сейчас, пожалуй, лучшее библейско-богословское учебное заведение в России (за пределами системы церковных духовных школ) — и Центр европейских исследований известны своей ревностью о таком богословском просвещении народа, которое стояло бы на самом высоком научно-богословском уровне и соответствовало бы лучшим традициям православного богословия. Оба учреждения заняты широкой издательской деятельностью, обеспечивая русских и украинских граждан самой современной и наиболее высококачественной библейско-богословской и философской литературой.

Организации летних богословских институтов уже стали традицией ББИ: пять раз они прошли в Белоруссии по благословению и под руководством митрополита Минского и Слуцкого Филарета. И вот теперь ведущие преподаватели ББИ получили возможность прочесть свои курсы в Киеве. Торжественное открытие института, на которое прибыли из Москвы ректор ББИ Алексей Бодров и проректор Герман Утенов, тепло приветствовали архиепископ Львовский и Галицкий Августин и ректор КДАиС профессор протоиерей Николай Забуга.

Почти сорока киевлянам и приезжим со всей Украины, разного возраста и занятий, обладающим базовыми богословскими знаниями (в том числе нескольким студентам КДАиС) и прошедшим отборочные собеседования, посчастливилось стать слушателями КЛБИ. Правда, «счастливчики» должны были напрячь все свои не только интеллектуальные и духовные, но даже и физические силы, чтобы выдержать крайне насыщенную программу: 5 пар ежедневно с утра до вечера плюс разнообразные мероприятия после ужина.

Что же услышали студенты первого Киевского ЛБИ? Это два курса Александра Филоненко: «Богословие культуры» и «Богословие и наука», автор которых в блестящей, неподражаемой манере заставил студентов крепко задуматься над «предельными» вопросами о смысле не только культуры, но и человеческого существования вообще, в виде таких, скажем, тем: «Чужой и Другой в богословии общения: Гегель, Левинас, Зизиулас», «Богословие детства: Другой как ребенок», «Культура как домостроительство: гостеприимство бездомных». Это «Богословие иконы» известной исследовательницы одноименной темы Ирины Языковой — от происхождения христианской символики до иконописи наших дней. Это «Введение в библейскую экзегетику» киевского преподавателя библейских языков Юрия Вестеля, где после краткого очерка истории библейской герменевтики студенты познакомились с многосложной практикой экзегезы на примере нескольких загадочных мест Писания. Это «Русская классическая литература и христианство» одного из лучших российских литературоведов Ирины Багратион-Мухранели, где речь шла, например, о соотношении Пушкина и преп. Серафима Саровского, о христологии Достоевского, об иудео-христианстве Мандельштама. Это «Введение в биоэтику» о. Петра Коломейцева — курс, поставивший студентов перед труднейшими проблемами современности вроде искусственного планирования семьи, экстракорпорального оплодотворения, евгеники, трансплантологии, эвтаназии и др. Это курс известного киевского философа Сергея Крымского «История и метаистория в ее богословском значении» с его концепцией перехода истории на современном этапе в метаисторию, т.е. «перелома граничных значений потребительской горизонтали экономического развития в вертикаль духовного восхождения», когда средством выживания человечества оказывается мораль и автономная сила Духа. Это удивительные лекции с аудиосопровождением преподавателя КДА Дмитрия Болгарского, где можно было сравнить византийские и русские распевы с тибетской музыкой и где лектор свободно переходил с рассказа на пение. Это курс по истории русской книжности XI–XVII вв. Г. Баранковой о переводческой и редакторской деятельности отечественных книжников. И наконец, это курс по введению в ислам М. Киктева.

Каждый день начинался и заканчивался молитвой, которую возглавляли два священника: один из числа слушателей КЛБИ — иером. Филарет (Егоров), а другой из преподавателей — о. Петр Коломейцев. Воскресенья студенты и преподаватели проводили за Божественной литургией в киевских храмах. Весть о преставлении митрополита Сурожского Антония, навсегда связанная отныне в памяти участников института с этими незабвенными летними днями, собрала всех на панихиду и вечер памяти, где царила благоговейная, светло-скорбная атмосфера, свойственная дням поминовения праведников, где некоторые из преподавателей, знавшие владыку лично, поделились воспоминаниями о нем, а другие — опытом своего заочного, но, по сути, не менее личного общения с ним.

В вечернюю «культурную» программу входили «знакомства у колодца», т.е. раскованные беседы-посиделки у источников преп. Антония и Феодосия Печерских во дворе Лавры, просмотр и обсуждение видеофильмов, в том числе и художественных, круглые столы, возглавляемые преподавателями, концерты духовной музыки. Немногие выходные дни (одно воскресенье и одна суббота) организаторы КЛБИ постарались украсить экскурсиями по Киеву, среди которых, конечно же, посещение Софии Киевской, незабываемый поход в гости к Михаилу Булгакову на Андреевский Спуск 13 и открытие выставки замечательного художника Бориса Егизаряна.

Итоговое собрание института, где преподаватели и студенты делились впечатлениями о происшедшем, осталось в памяти как праздник объяснений в любви, окрашенный, правда, грустью расставания. Две недели интенсивной, изнурительной умственной и духовной работы, совместных молитв и почти непрерывного общения превратили коллектив в студенческое братство. Один из слушателей замечательно высказал за всех общий настрой, когда сказал, что ценность слушания лекций и общения студентов между собой на этом КЛБИ, как всегда, — не столько в получении знаний, сколько в способности каждого вдохновлять других и вдохновляться другими.

Надо отметить, что это историческое для Киева событие стало возможным благодаря личным усилиям нескольких людей. Это, конечно, названные выше руководители и преподаватели ББИ, но прежде всего здесь надо назвать киевлян — Константина Сигова, директора Центра европейских исследований, и его сотрудников — Светлану Панич, Вадима Залевского, Зинаиду Косицкую, Артема Глаголева-Пальян, Светлану Желдак.

Низко кланяясь им за проделанный огромный труд, мы вместе с тем надеемся, что и будущим летом они не останутся в стороне от этого начинания, превращая его таким образом в добрую традицию.

Юрий Вестель.

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner