НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Несмотря на потрясающий ее экономический кризис, Беларусь поразительным образом сохраняет свою обычную невозмутимость и глубокий душевный мир. И вопреки всем невзгодам, Минск с удивительным радушием встречал на днях гостей XVII Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений (в том числе маленькую делегацию от Центра Св. Климента, возглавляемую игуменом Филаретом). Тема нынешних Чтений особенно междисциплинарна: «В ответственности за творение. Культура и образование перед лицом экологических вызовов» (http://www.inst.by/conferences ). При подготовке конференции активно сотрудничали такие различные организации, как Институт теологии Белорусского государственного университета и Министерство охраны окружающей среды, духовенство главных соборов Минска, Свято-Духовского и Петро-Павловского, Университет культуры и искусств и Научно-исследовательский центр «Экология».
 
Тематику конференции обусловил печальный юбилей – 25-летие аварии на ЧАЭС. Но и безотносительно к этой дате, белорусы, похоже, вообще чутко относятся к вопросам охраны окружающей среды. Доклады богословов (во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом), климатологов, учителей, экологов, социальных работников, философов, экономистов были встречены с равным интересом. Представители столь разных контекстов выразили практически единодушное убеждение, что экологический кризис коренится отнюдь не только в технологических и экономических проблемах, а прежде всего в умонастроении жителей нашей планеты. Как продемонстрировали докладчики, человек начал оказывать влияние на природу - часто пагубное для нее и для себя – не сегодня и не вчера, а буквально с самого своего появления на исторической сцене. Но в наше время эта деятельность угрожает уже не отдельным цивилизациям, а всей жизни на земле. Глобальные изменения начинаются с ежедневных привычек каждого человека, с отношения к миру и к себе. Поэтому здесь невозможно поставить точный диагноз и выписать рецепт без участия «специалистов» по расположению человеческого сердца (а не только специалистов по экосистемам или биоразнообразию).
 
 Участники конференции сошлись во мнении, что значительная часть населения готова воспринимать какие-либо коррективы своего привычного поведения и образа жизни скорее от Церкви, чем от светских организаций или «трендовых» экологических движений. Привлекательная для кучки энтузиастов идеология аскетичных природоохранных сект большинству представляется несовместимой с жизнью (и со здравым смыслом), а высоконаучные расчеты и прогнозы специалистов оказываются скучными и непонятными для обывателей. Церковь же, хотя бы в силу универсальности своего подхода, способна дать ответ достаточно глубокий, разносторонний и взвешенный, достаточно укорененный в традиции и достаточно сообразованный с современной жизнью, чтобы насытить всякого алчущего и жаждущего правды. И, пожалуй, только богословская экология выражается не в системе труднообъяснимых запретов, а в положительных категориях самоусовершенствования, помощи ближнему, благодарности Создателю. Даже умение жертвовать чем-то, отказываться от чего-то, о котором говорят христианские мыслители, понимается не как судорожный жест самозащиты, а как литургическое приношение, освящение материальной жизни и волнующее переживание сопричастности всему творению.
 
Чисто прагматические соображения сегодня требуют как можно более тесного сотрудничества между экологическими организациями, Церковью, СМИ, работниками образования, молодежными организациями и т.д., чтобы смутная апокалиптически-экологическая тревога общества сменилась трезвым представлением о нашей ситуации и конкретными осмысленными действиями. И такое сотрудничество уже имеет место – например, в Гродненской епархии БПЦ, экологический отдел которой регулярно проводит акции по охране окружающей среды (очистке колодцев, организации раздельного сбора мусора и т.п.), ежегодно устраивает молодежные экологические поселения, ведет просветительскую работу. Вообще, в Минске чрезвычайно чисто (конечно, власти пытаются приписать эту заслугу себе, но на самом деле так было всегда, это менталитет горожан). Экологическое мышление проявляется в мелочах: например, в центральном Петро-Павловском соборе мы обратили внимание на канистру для сбора отработанных батареек, - это одна из экологических инициатив Объединения молодежи БПЦ (http://ombpc.blogspot.com/ ). Причем подобные инициативы, благословляемые церковным истеблишментом, вполне могут начинаться «снизу» - с доброй воли сельского батюшки или небезразличного мирянина.
 
 Это измерение, которого пока что явно недостает Украинской Церкви, при всем разнообразии ее деятельности в других сферах. Кажется, нашим верующим давно пора заполнить эту лакуну и, обращаясь к опыту соседей и коллег, включить экологию в свой ежедневный духовный рацион. 

 

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner