НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Христос воскресе!

Я рад, приветствуя всех здесь присутствующих словами всеобъемлющей Пасхальной радости, передать благодарственный поклон устроителям и всем участникам настоящей и, как всегда, особо актуальной конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения» от Полноты Украинской Православной Церкви, ее Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, профессорско-преподавательской корпорации КДАиС, всеукраинского православного педагогического общества, научно-издательского объединения «Дух и литера», «Центра священномученика Климента, Папы Римского: общение и диалог культур», Макаровского викариатства Киевской митрополии УПЦ, клириком которого я являюсь, и управляющего им Преосвященного епископа Макаровского Илария!

Промыслительно, важно и глубоко символично, что наши встречи, наши нынешние Чтения, посвященные столь важной тематике, проходят в период празднования Пасхи Господней, когда в наших храмах звучит Благая весть о Воскресении Христовом, когда в полноте радости и ликования о Воскресшем Господе удостоверяется реальность Жизни Вечной, провозглашается победа над смертью и дьяволом, над злом и бедами, греховностью. Нам бы только научиться находить ей место в наших сердцах, стремясь очищать их, и дорожить этим.

В послании Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, подготовленном в связи с трагически объединяющей наши народы исторического пространства Святой Руси 25-ой годовщиной Чернобыльской катастрофы, подчеркивается: «Главной ее причиной, как и всех катаклизмов на нашей планете, стала не техническая неисправность и не случайное стечение обстоятельств, а духовное состояние человечества. Из-за гордыни и алчности человек начал забывать о своем истинном назначении в мире и удаляться от Бога – источника жизни и всех благ. Техногенные катастрофы и связанные с ними природные катаклизмы, которые с развитием человеческой цивилизации приобретают все более угрожающие жизни формы, в действительности являются непосредственным следствием негативных духовных процессов в человеческих сердцах и умах». Без глубокого духовного осмысления своей жизни и своей ответственности как соработника Творца за все, что происходит во Вселенной, без духовного очищения, обновления и возрождения себя, без преобразования духовно-нравственного начала своего человеческого естества мы не можем остановить разрушительные процессы на нашей планете. Замечательно, что организаторы и участники нынешних Чтений и все люди доброй воли, которые всерьез размышляют об экологических проблемах нашей планеты, приходят к выводу о необходимости истолкования и осмысления понятия «экология души».

Действительно, только заботясь по-настоящему о своей внутренней чистоте, мы можем по-настоящему рассудительно оценивать то, что происходит в окружающей нас природе. И мы думаем, что это необходимо принять как аксиому, характеризующую взаимоотношения человека и мира, который его окружает. Как отметил, начиная ныненшние Чтения Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, необходимо проследить связь между экологической обстановкой и общей духовной обстановкой. Присутствие человека в мире в идеале должно быть его богослужением. Забвение духовного императива развития человека приводит его к отчуждению от собственной души. Вследствие этого гармония между человеческим сообществом и окружающей нас природой еще более нарушается, ведь природа – дом, где человек является домоправителем. Безусловно, преобразование ее должно сочетаться с преображением души человеческой.

Можно и очевидно необходимо задаться вопросом: почему Всемилостивый Господь попускает человечеству такие трагедии, как авария на Чернобыле и Фукусиме, почему происходят иные техногенные экологические катастрофы? Мы пытаемся это осмыслить. Но можно сказать глубоко и сконцентрированно, что все это – Промысел Божий, неисповедимый для нас. Как сказал апостол Ерм в своей книге «Пастырь», милостив Господь: не отступит от нас до тех пор, пока не сокрушит нашу душу и наши кости. То есть не даст нам погибнуть Бог в нашем внешнем и порой кажущемся столь стабильном благополучии. В развитии научно-технического прогресса высокомерный человеческий ум зачастую возводит в очередной раз Вавилонскую башню, полагая, что все ему под силу. Мы забываем о Небесном Граде, которым мы должны жить, наивно прикрепляясь и прилепляясь ко всему земному. Часто человеческая солидарность, которая проявляется во взаимопомощи при техногенных катастрофах, напоминает нам о столь важном и нужном для нашего спасения законе всеобъемлющей жертвенной любви.

Люди, которые ценой своего здоровья, а многие – и ценой жизни преодолевали последствия техногенных катастроф и аварий, в частности, взрыва на IV энергоблоке ЧАЭС в апреле 1986 г., который стал причиной, очевидно, самой масштабной подобной катастрофы в мировой истории, до конца исполнили слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Чувство долга, ответственности и жертвенная любовь стали сильнее смерти. Они отдали свои жизни, чтобы сохранить жизнь других людей, в том числе и нас с вами. Мы, верующие, призваны соединять свою скорбь по погибшим и пострадавшим в Чернобыльской катастрофе и при иных техногенных авариях со светлой радостью Воскресения, с верой в то, что, когда мы со Христом, страдания не вечны, а смерть – лишь временная разлука с теми, кого мы любим.

Из всего, изложенного выше, можно сделать вывод, что, только гармонизировав согласно с волей Божией свой внутренний мир, человек сможет сохранить гармонию созданного Господом земного мира. Только так он может быть сотворцом, соработником Богу в неисповедимых для нас, но спасительных путях Промысла Божия.

 

XVII Международные Кирилло-Мефодиевские Чтения (26-28.05.11):
В ответственности за творение.
Культура и образование перед лицом экологических вызовов

 

 

Прикрепленный файлРазмер
Загрузить текст doc41.5 кб
Загрузить текст pdf148.18 кб

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner