НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Д. Строцев в классеКогда я думаю о Лишне и КЛБИ, то вспоминаю евангельское чудо о хлебах.

Иисус благословил учеников на проповедь и служение людям. Они уже ходили по двое, – изгоняли бесов и исцеляли больных. Вернулись и рассказали Учителю, что делали. И вот надо накормить пять тысяч голодных. В пустынном месте, у одного мальчика, случайно нашлось пять хлебов и две рыбки. Иисус преломил хлебы и раздал ученикам, – не делил поровну, а дал каждому, сколько получилось. Людям предложили возлечь на траве, рядами. Ученики идут по рядам, – не соревнуются, кто больше накормит, – ведь у каждого в коробке только несколько кусков. Они просто, без ревности, делают общее дело. И вот раздали все, что было в коробах. Люди поели, насытились. Иисус просит собрать остатки. Кусков набрались полные короба. Хлеба чудесно умножились.

Д. Строцев с дочерью Машей.Евангельский рассказ нарушает устойчивое представление об успешном действии, – о необходимости конкуренции и борьбы за лидерство. По условию задачи, все участники вступают в пространство общего дела с минимальными дарами: ученики получают заведомо недостаточное количество пищи для раздачи; люди, сидящие на траве, разве что не пассивны, – они пришли на встречу с Иисусом, они – добровольные участники. Но в результате, все вместе, коллективно чудотворят. Ученики раздают столько хлеба, сколько не имеют. Люди насыщаются и возвращают хлеб в умноженном количестве.

Чудо совершается в мирном духе и в преображенном мире.

Я не знаю других летних богословских лагерей, а сюда, в КЛБИ, мы с детьми уже приезжали дважды. Меня удивило, когда в первый же день нашей жизни в Лишне, ко мне подошел мой сын, не склонный к идеализациям, и сказал: «Это лучшее место на Земле». Конечно, он говорил из своего опыта пятнадцатилетнего подростка. Но это говорил человек, который уже многократно испытывал трудности в установлении новых отношений, который хорошо знает горечь и стыд поиска и утверждения своего места в любой временной иерархии любого временного сообщества.

Обычно все коллективные действия начинаются с установления базовых оппозиций: свои – чужие, старики – новички, старшие – младшие, господа – слуги и т.д. Какое-то равновесие и рабочее состояние возникают только тогда, когда каждый признает или докажет степень своей чуждости или причастности общему делу. В Лишне, в летнем институте, этот роковой закон каким-то образом нарушен. Все, – а целое зависит от каждого, – ответственно и бережно охраняют то состояние взаимного внимания, удивления и приязни, которое можно назвать истинным состоянием Церкви.

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner