НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

     Жар взлетающего к небу костра и прохлада лесного озера, глубина рассуждений над страницами Писания и тепло молитвенного общения с братьями по вере, запал спортивных состязаний и поиски таинственных сокровищ, запрятанных пиратами-богословами. Сцена и клирос, ноты и буквы, яркие краски и белое тесто, прыгучие воланы и полеты на тарзанке. А еще светлые улыбки друзей из разных городов и стран, живой обмен идеями, увлечениями и навыками, и конечно, кульминация - незабываемый спектакль, где находится роль для каждого. Вот уже второй раз юные участники Киевского летнего богословского института находят все это в гостеприимном Ковчеге - скиту преп. Параскевы Сербской, что в с.Лишня Макаровского района.

    Летний богословский институт (КЛБИ) проводится издательством «Дух и литера» уже восемь лет, но только в прошлом году организаторы рискнули открыть двери этой высокоинтеллектуальной школы для детей. И теперь уже второй раз мы убеждаемся воочию, насколько оправданным был этот риск, насколько они нужны друг другу – высоко парящая богословская и философская мысль  и непосредственный взгляд ребенка. И взяв дитя,  поставил его посреди них… (Мк. 9:36; ср. Мф.18:2) Вот оно, соседство, которое мы видим чаще во сне, чем на яву, – аудитория, где читаются проникновенные доклады и ведутся нескончаемые дискуссии, храм, откуда паки и паки доносятся в класс возгласы и песнопения, и детская комната, где отважные добровольцы дают отчет во всем этом пении и чтении самым требовательным и нелицеприятным слушателям. Хоть это двухлетнее соседство взрослой и детской программ богословского института лишь начинает вставать на ноги, его первые шаги оказываются на удивление уверенными и жизнеспособными.

    Это во многом обусловлено отсутствием жестких границ между «педагогикой» и «наукой». «Дети» от 6 до 16 чувствуют себя вполне на равных с «вожатыми», которые в свою очередь пополняют ряды «студентов» и «преподавателей». И наоборот, профессора и доценты из разных стран не чуждаются детского общества и всегда рады ответить на вопросы  любознательных. Занятой протодиакон Дмитрий Болгарский находит полчаса, чтоб поучить детей знаменному пению, прежде, чем теоретически рассказывать о нем взрослым. Бард Владимир Каденко самоотверженно служит сразу и Еврипидом, и Аристофаном, а поэт Дмитрий Строцев подрабатывает по совместительству пиратом. Доктор богословия Александр Филоненко носится по подмосткам в ангельских крылах, - но ему не угнаться за батюшкой Филаретом, здешним игуменом, который и без крыльев поспевает везде и, кажется, одновременно, не оставляя без внимания никого и ничего.

    Да и ключевые темы взрослого и детского отделений образуют весьма плодотворное пересечение: в этом году взрослые рассуждали о празднике, дети – о наречении имен Адамом (которому и был посвящен спектакль). Праздничный труд наречения имен, торжество называния вещей своими именами и прикосновение к скрытому логосу явлений - это во многих отношениях лейтмотив деятельности института в целом. Здесь вместе исследуют и охотно делятся друг с другом запасенными «плодами созерцания», здесь на смену войне факультетов приходит идеал разностороннего образования, здесь гуманитария и теология смело и просто смотрят в лицо друг другу, здесь исчезает непроходимая стена между «средней» и «высшей» школой. Благодаря этим чертам даже в малом масштабе школы (2 аудитории, 2 недели) отчетливо проступает благородная идея Университета, какой ее видел ведущий академический деятель прошлого века Ярослав Пеликан.

    Возможно, все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это, увы, не реклама. Ведь количество желающих посетить институт значительно превосходит «грузоподъемность» трехпалубного Ковчега. Его стены, скамьи и столы – не резиновые, но организаторы привычно преодолевают сопротивление материала, твердо веря, что за материей дело не станет, коль найдена форма.

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner