НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Если бы мы, как приснопамятный герой Венечки Ерофеева, живя в Москве, не могли найти Кремля, или в Киеве – Софийского собора, или, скажем, в Равенне – базилики Сант-Апполинаре, наш опыт был бы беднее, не так ли? А теперь представьте, что в некотором смысле, все примерно так и есть: в нашем акустическом мире отсутствует средневековье. Нам не знаком мелос древнего христианства, мы даже не знаем толком, как звучала молитва наших единоверцев всего несколько сот лет назад. Ведь ранние музыкальные памятники или вовсе пока не поддаются расшифровке, как древнерусские знаменные рукописи, или расшифровываются с большой долей неуверенности, как древнейшие византийские и западные кодексы. Да и то, что все-таки воскрешено огромными трудами исследователей, увы, так и остается достоянием узкого круга специалистов.

Это настоящая лакуна для всей современной культуры, но в особенности для культуры церковной. Ведь когда мы прикасаемся к раннему церковному пению, мы дышим воздухом другой эпохи, освобождающим нас от многих тщетных апорий Нового времени, таких как ложная дилемма между каноном и творчеством, или надуманная граница между миром общезначимых рассуждений и миром личных чувств. То пение, которое могли услышать посланники князя Владимира под сводами Софии Константинопольской, было органичным продолжением и аутентичным раскрытием богословской мысли отцов Церкви, выраженной одновременно и в буквах, и в нотах.

Этот воздух – во многом общее достояние для разных христианских культур. Современные исследования показывают, что византийский и южнославянские распевы, ранние западные хоралы, древнерусское знаменное пение, и даже традиционные церковные распевы Сирии и Эфиопии, Грузии и Армении имеют общую основу, происходя из первохристианского применения античной музыкальной теории и практики. Во времена древней неразделенной Церкви все эти молитвенные песнопения записывались родственными видами нотации и, по всей видимости, исполнялись в похожей манере. Поэтому сегодня ведущие реставраторы древней музыки придают такое большое значение межкультурному обмену опытом, признавая изучение других традиций незаменимым подспорьем в своей задаче.

В этой рубрике мы будем публиковать музыковедческие исследования, их результаты – нотные и звуковые записи древних церковных песнопений, а также концептуальные изыскания о том, что свт. Григорий Нисский называл «сладкозвучием теологии».

 

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner