НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

 Прощеное воскресенье

Братья и сестры, сегодня наступает Великий пост. Св. Церковь приводит нас сегодня ко грани Великого поста. Великое это время - Великий пост, божественное, святое время. Недаром бывает это время весной, когда расцветает в душе все лучшее, все глубоко скрытое, что затеряно и дремлет, подавленное повседневной суетой. Быстро вращается колесо жизни, быстро протекает наша жизнь, быстро мелькают лица, события, явления, настроения, переживания. Всё течет, мелькает, точно мы мчимся в каком-то таинственном поезде, и всё несется нам навстречу. Мы не знаем, во сне или наяву мелькают явления, некогда нам остановиться, некогда нам подумать о том, для чего мы живем, в чем смысл этих событий, в чем цель нашей трудной, сложной жизни. Теперь, во дни Великого поста, Церковь останавливает быстро вращающееся колесо жизни, она обращается к нашему сердцу и говорит нам: «Остановитесь, подумайте, выйдите из этого потока, отвратите ваши взоры от этого мимолетного настроения, от этих сменяющихся лиц, обратите ваши взоры к Богу, к вечности, к Небесному Царству. Вечность открывается перед вами. И вы устремите к небесному свои взоры, выйдите из потока жизни и устре¬мите ваши взоры к небесной славе».

Множеством трогательных песнопений, множеством богослужений и воспоминаний о Христе и Его земной жизни влечет в эти дни Св. Церковь нашу душу. Она освещает все наше существо, она показывает нам всю глубину нашего падения и плачет вместе с нами о поруганной и забытой на земле правде, об оставленном нами небе, о днях невоз¬вратимых, о днях нашего детства, о днях наших юношеских грез, которые мы принесли в жертву нашей суете и нашему беззаконию. Святая Церковь, как любящая мать, сокрушается о наших душах. Она любящим сердцем говорит нам, что можно вернуться на ее путь, что этот путь пленителен, говорит, что многие перед нами шли по этому пути... Она ставит перед нами образ Спасителя, пришедшего, чтобы спасти заблудшую овцу. Никогда Св. Церковь не открывает перед нами всей полноты своих бесчисленных сокровищ так, как во дни Великого поста. Если бы мы вошли в эту сокро¬вищницу Церкви, если бы мы действительно могли хотя бы на сорок дней отделиться от мира и войти в спасительную сокровищницу Церкви, мы преобразились бы. Мы живем в низинах, но душа наша стремится в небо, и из нашей грязной, душной, далекой земли мы видим снежные вершины, оза¬ренные божественным светом. И наша душа плачет об этих вершинах, мы хотим уйти из этих долин. И вот Св. Церковь открывает нам путь ко спасению. Если мы не можем прожить с Церковью все сорок дней ее молитвенного подвига, если мы не можем совершить всех тех трудных подвигов, к которым нас призывает Церковь, выберем себе маленькую часть из этих подвигов и совершим их незаметно, настой¬чиво и терпеливо. Св. Церковь открывает перед нами тогда великую благодать. Св. Церковь дает нашей душе светлую радость, чистое счастье и облегчение, она открывает нам двери покаяния, духовного обновления. Эти незаметные подвиги, это духовное участие в общем светлом подвиге Церкви приближает нас к Богу, причащает ко Христу.

Говеть - это значит уйти на время из жизни, сродниться с Церковью, почувствовать всю ее чистоту, увидеть Небесный Иерусалим, заплакать о нем, протянуть к нему руки, и оттуда снизойдут лучи света. Тогда близко, близко почувствуется Спаситель и снизойдет к нам. Вспомните ваше детство, вашу молодость и скажите, какие дни вы считаете самими светлыми, самыми счастливыми: когда вы предавались страстям или когда вас баловал успех или богатство своими заманчивыми радостями? Или те дни, когда вы достигли поставленной вами в жизни цели, которая давала вам славу, уважение или льстила самолюбию?.. Нет, о, нет, все эти дни были омрачены, вероятно, тяжелыми переживаниями, которые помутняли разум и свет сознания и ложились бременем на душу. Если мы вспомним нашу жизнь, то самые счастливые дни нашей жизни - это дни Великого поста, когда, приходя в церковь, мы слушали трогательные молитвы, и прояснялась и умилялась душа. Это счастье по¬каяния, счастье приближения к Богу, которое открывает нам Церковь в эти дни.

Воспользуемся все счастьем причаститься сокровищ, которые дает нам Церковь во дни Великого поста. Вспомним, что всё, что мы здесь видим на земле, это только призраки, только тени той дивной и светлой жизни, какая там - в вечности, в Боге. Спаситель показал нам силу и сладость этого света и в Себе воплотил его земной образ, и он навеки останется с нами, если мы его поймем и увидим здесь, на земле. Тогда в душе нашей воцарится Он, и жизнь наша станет полной, и светлой, и сильной, потому что она будет озарена дивным светом Его.

Но не всем можно вкусить от этой чаши полностью; для того, чтобы достойно причаститься этой благодати, нужно готовиться к ней. И вот, Церковь несколько недель возводит нас со ступени на ступень, чтобы мы могли войти в светлую храмину. Мы видели неделю о мытаре и фарисее, неделю о Страшном суде, где нам представился грозный образ Бога. Сегодня Св. Церковь возводит нас на последнюю ступень совершенства, показывает последние условия для действительного достижения Царства Божия «внутри нас», последний высший подвиг и высший залог блаженства - это завет прощения, завет прощения всем близким от всей души. Мы слышали сегодня грозное, но бесконечно трогательное слово Евангелия о том, что простится только тому, кто прощает от всего сердца своих близких. Вот что нужно сделать, если вы хотите вкусить от чаши покаяния. Если ваша душа будет налита злобой, будет камень ожесточения, то тогда не подымитесь вы над землей - придя в храм, вы услышите трогательные песнопения, а тяжесть злобы помешает вам умилиться и почувствовать всю глубину и трогательность их.

Сегодня Св. Церковь зовет простить всем, кто больно, жестоко и невинно обидел нас. В это воскресенье каждый верующий прощает всякого, кто бы его ни обидел. Много у нас непрощенных обид, невыплаканных слез, каждый из нас за последние годы видел много злобы, беспросветной, адской злобы. Много среди нас невинно обиженных, оскорбленных, потерявших лиц, дорогих своему сердцу, от чужой, злой руки. Многие оскорблены в сокровищнице своего сердца, в лучших своих порывах и мыслях чужой, злой рукой. Сегодня мы должны вспомнить об этих страданиях, но не злобу, а прощение мы должны принести. Сегодня - прости и прощаю, прощаем за всё... Прощаем и отпускаем вам, оскорбившие нас, надругавшиеся над нами, прощаем вас, отнявших детей и отцов, прощаем вам, ругающимся над нашей святыней, во имя нашего Бога, Которого вы не знаете, во имя Того, Который повелел нам прощать... Вы можете сказать на устах «прощаю», а в сердце останется камень невыплаканных слез. Только Христос дает нам таинственную силу, которая растопит лед ненависти, мрак боли за оскорбление. Мы будем у Него искать силы, чтобы простить всем сердцем, всем существом... Мы простим их, потому что Он, наш Спаситель, простил их. Он и за них протягивал Свои окровавленные руки, прося простить: «Отче, прости им, не ведают бо, что творят». Пусть думают, что, прощая, мы покрываем зло, а наказывая - побеждаем. Враги Церкви говорят, что христианство бездеятельно и учит рабски склоняться перед Богом. Нет, оно учит бороться, воевать и никогда не складывать оружия. Но наше оружие - любовь и прощение. Помните: нет большего, сильнейшего оружия, чем оружие любви против зла, чем всепрощение против ненависти. Это то оружие, которое сокрушило ад и повергло его к ногам Спасителя. Так одержим победу. Совершим первый подвиг - простим нашим ближним.

Прощая, мы совершаем подвиг, мы побеждаем диавола, антихриста, который хочет наше сердце сгубить злобой и ожесточением. Так простим, простим и победим мрак, и примем в себя свет любви и вечности. Бывает часто так, что люди живут маленькой жизнью изо дня в день, и в этой маленькой жизни бесчисленное множество маленьких скорбей, маленьких ссор, маленьких неприятностей, и каждое маленькое событие кажется им, этим людям, маленьким людям, бесконечно большим, они отвыкают смотреть на всё большое и сами становятся маленькими, крошечными. Но вот, в эту маленькую жизнь вторгается большое событие, светлое, радостное, и тогда они видят, как мала эта жизнь, они видят, как не стоило сердиться, ссориться, скорбеть. Они просветляются, смотрят на всё как на маленькое.
Так и в нашу маленькую жизнь входят бесконечно большие радости, к нам входит Христос в нашу душу в Святых Тайнах и великопостных молитвах. Не только наша маленькая, серая жизнь, которая нас окружает, но та наша умственная жизнь никогда не кажется такой ничтожной, как при словах: «Христос идет, Христос близко, Он вселяется в нашу душу». Во имя этого светлого чуда отложим всякое житейское попечение, простим всех ненавидящих нас и устремим сердца наши горе, откуда мы ждем Бога нашего, Искупителя нашего, Спасителя нашего, светлого, сладчайшего Иисуса.

14 февраля 1922 г.

Прикрепленный файлРазмер
загрузить как pdf48.29 кб

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner