НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (…) Давид скакал из всей силы перед Господом; одет  же был Давид в льняной ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицанием и трубными звуками. Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем (…) И сказал Давид Мелхоле: (…) пред Господом играть и плясать буду.
2 Книга Царств, 6:12-22.
 
Богоотец убо Давид пред сенным Ковчегом скакаше, играя…
Преп. Иоанн Дамаскин, Канон Пасхи, Песнь 3
 
Библейское свидетельство о пляске царя Давида при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим из дома Аведдара Гефянина (2 Цар. 6:12-23[2]) интересно для христианской экзегезы, вероятно, по той же причине, что и для иудейской: оно предлагает достаточно нетривиальную парадигму богослужения, неожиданную и весьма оригинальную модель «предстояния» праведника перед Господом.

Дорогие друзья!

В издательстве «АДЭФ-Украина» вышел уникальный труд «Всенощное бдение – богослужебные песнопения Православной Церкви».

2 тома «Вечерня» – 415 страниц и «Утреня» – 623 страницы.

Автор-составитель протодиакон Дмитрий Болгарский.

Эксклюзивность издания состоит в репертуаре, комментариях, а также оформлении.

«Всенощное бдение – богослужебные песнопения Православной Церкви». Том 1 - «Вечерня» «Всенощное бдение – богослужебные песнопения Православной Церкви». Том 2 - «Утреня»

Репертуар отражает лучшие песнопения Украинской певческой традиции, то что «время просеяло», сохранило мелодическое Предание Церкви. Песнопения поданы в исторической хронологии: обиход, древняя монодическая традиция конца XVI – XVIII ст., гармонические песнопения XIX – XX ст.

01_Преп Паисий портрет.jpg

Прп. Паисий (портрет)

Исследование, которое я хочу вам сегодня предложить, было затеяно с целью ответить на простой и достаточно узкий вопрос: какие церковные распевы предпочитал преподобный Паисий Величковский (1722-1794), инициатор святоотеческого возрождения в кирилличном пространстве, и, соответственно, какие распевы использовались в основанных им обителях? 

Почему этот вопрос кажется мне важным? По очевидной причине. Достаточно вспомнить роль соборной молитвы в любом монашеском уставе, и мы поймем, что богослужебное пение и чтение всегда занимало значительное место в жизни любого монастыря – и много часов в распорядке дня насельников. Поэтому, чтобы адекватно оценить филокалическое возрождение преп. Паисия, нам надо знать не только об аскетическом подвиге Старца и его учеников, не только об их догматическом учении, не только об их переводческих и издательских стратегиях (хотя все это, безусловно, очень важно); но нам надо также знать, как они пели.

Глеб Печенкин ведет семинар в Галерее "Соборная"

Не многие вспомнили в праздничные дни июля, что 1025-летие Крещения Руси – это, среди прочего, юбилей знаменного распева, который родился на нашей земле в результате знакомства с греческой христианской культурой и оставался нашим церковным пением на протяжении 8 – 9 веков, а местами и дольше. Сегодня знаменный распев в Украине пребывает практически в забвении, но какие-то усилия по его возрождению все же предпринимаются. Так, на празднование в Киев приезжал один из ведущих московских специалистов по знаменному пению – Глеб Печенкин, головщик, председатель оргкомитета Практических съездов любителей древнерусского пения, руководитель Общества святителя Иова. Все пришедшие на его  мастер-класс в Галерее «Соборная», неожиданно для себя самих, запели стихиры по древнейшей беспометной крюковой нотации, которая считается вообще не поддающейся расшифровке. Вместе с другими певчими из Москвы и участниками Киевской студии знаменного пения,  Глеб Борисович пел на нескольких богослужениях: в Лавре («Афганский» храм Воскресения Христова[1]) и в храме Свт. Луки Крымского (в 12-й больнице). Хотя для прихожан эти древнерусские службы были сюрпризом, они приняли их очень тепло. Мы не удержались задать видному теоретику и практику знаменного распева несколько наболевших вопросов. 

 

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner