НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Доклад владыки Илария (Шишковского) на XIII Успенских чтениях в 2013 году. Подробнее о событии читайте на сайте Макарівське вікаріатство по ссылке.

Прежде всего, хочу поблагодарить за приглашение на эту конференцию ее организаторов, которые нас принимают, а также гостей, и сказать, что она действительно весьма интересна и содержательна в том отношении, что каждый из нас обогащается здесь познанием истины, теми размышлениями и мыслями, которые запечатлеваются в нас. И я надеюсь, и даже уверен, что мы донесем их до тех людей, которые в этом нуждаются. Тема нынешней конференции, «Предание и перевод», весьма актуальна. Мы знаем, что вопрос о соотношении Священного Писания и Священного Предания давно и различным образом рассматривается в православной традиции, начиная от так называемого «школьного» богословия и заканчивая самыми новыми взглядами православных богословов. С одной стороны, Писание считается частью того Божественного Откровения, которое оставил нам Господь, причем меньшей частью, поскольку большей, более широкой является Предание. С другой стороны, существует понимание Предания как усвоенной нами традиции, которая передавалась нам устно и которая сопровождает нашу жизнь: это литургическое творчество, творчество святых отцов, иконопись, песнопения и многое другое.

Проповедь Высокопреосвященнейшего архиепископа Макаровского Илария, викария Киевской митрополии, в Покровском храме с. Тимченки Харьковской области, Изюмско-Купянской епархии Украинской Православной Церкви в воскресенье 1 ноября 2015 года.

Каждый из нас призван быть сеятелем. Ибо это – общее призвание всех христиан: сеять Евангельское слово в этом мире. И слово Евангелия, которое сеется в мире, должно давать свои плоды определённым способом, который зависит от того, на какую почву оно попадает.

Это общая задача для каждого христианина. Ибо часто христиане думают, что кто-то должен благовествовать, кто-то должен проповедовать, кто-то должен говорить. Но в действительности, если мы внимательно будем читать страницы Нового Завета, то увидим, что это призвание – всеобщее. Каждый христианин призван к благовествованию. Не просто к хождению в храм, где нужно отстоять Литургию, поставить свечу, поисповедоваться, причаститься… Только этого мало. Каждый из нас должен открывать свои уста для того, чтобы нести слово благовестия этому миру. Потому что это – желание нашего Бога, и Он хочет, чтобы все христиане свидетельствовали о Христе. А часто христиане думают, что это обязанность то ли священников, то ли людей, особо обученных для того, чтобы кому-то говорить о Христе. Они считают, что им достаточно просто приходить в храм.

Курс лекций в Киевском летнем богословском институте
(с. Лишня, 2012)

<< Лекция 3. ГИМНЫ

В первых трех лекциях я говорил о псалмах в их древне-израильском контексте. Я также обратил ваше внимание на то, каким образом иудейские редакторы скомпоновали Книгу Псалмов. Для христиан, однако, Священное Писание состоит из двух заветов и, хотя Ветхий Завет авторитетен, кульминацию библейского откровения христиане видят в Новом Завете. Соответственно, именно Новый Завет определяет христианское понимание Ветхого Завета. Отсюда тема моей сегодняшней лекции: Псалмы и Новый Завет.
 
Существуют по крайней мере три аспекта этой темы. Во-первых, Новый Завет изобилует ссылками на Книгу Псалмов в виде прямых цитат и косвенных аллюзий. Во-вторых, возникает вопрос о том, как читатель-христианин понимает псалмы в свете откровения Иисуса Христа. Наконец, в Новом Завете есть «псаломоподобные» тексты –«христианские» или «новозаветные псалмы», как можно было бы их назвать.

Курс лекций в Киевском летнем богословском институте
(с. Лишня, 2012)

<< Лекция 2                                                                                     Лекция 4. ПСАЛМЫ И НОВЫЙ ЗАВЕТ >>
 
В первой лекции я отметил, что название Книги Псалмов на иврите – «Книга хвалений» (Sefer-tehillim, Сефер Теилим). Сегодня мы сосредоточимся на «хвалах» – псалмах, которые можно клас-сифицировать как гимны.
 
Хвалебные гимны в Псалтири чрезвычайно разнообразны. Это «псалмы Торы» (напр., 1, 119 [118]), «царские псалмы» (напр., 2, 72 [71]), «псалмы мироздания» (иногда называемые «псалмами мудрости», напр., 104 [103]), псалмы, обобщающие священную историю Израиля (напр., 106 [105]) и другие. Несмотря на разнообразие тематики, в центре внимания всех этих псалмов – Яхвэ, Господь Израиля. Это – Тот Господь, Кто даёт Тору, ставит царей, творит мироздание и направляет историю Израиля. Быть в отношении со всем этим значит быть в отношении с Яхвэ; славить всё это значит славить Яхвэ.

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner