НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Доклады 2010

 "Православіє в Україні", 30 сентября 2010 г.

...Осознание христианским персонализмом человека как существующего подлинно только в «кенонии» откроет и возможность для позитивного богословия культуры в двадцать первом столетии. Культура как пространство общения есть условие возможности существования человека как существа, созданного для «кенонии». Не только семья возникла из того факта, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт.2,18). Но и общество и культура. Всестороннее развитие православной антропологии неизбежно приведет к выводу о том, что зримая общественная культура есть преддверие культуры невидимой, культуры Духа, культуры Церкви Небесной. А общество в целом есть предвосхищение Царства Божьего. Понимание высоты призвания человека, культуры, общества должно вразумить человечество, обратить его к христианскому способу бытия.

Ἑορτάζωμεν θεϊκῶς! (or. 38, 4; SC 358, p. 110) «Да празднуем торжество как подобает Божественному», а не в духе мира сего. Эти слова святителя Григория Богослова из Слова на Рождество 380 года – призыв, обращенный к верным, катехуменам и крещеным, праздновать приход Спасителя в мир с чистой духовной радостью, без излишеств, свойственных языческим празднествам.

Ἑορτάζωμεν καλῶς! (or. 39, 20; SC 358, pp. 195-197) «Да празднуем торжество с красотою», «Да празднуем божественно!». Эти слова – и приглашение, и «программа». Святитель Григорий и другие отцы Церкви непрестанно призывали свою паству отмечать великие христианские праздники (Пасху, Вознесение, Рождество, Богоявление) достойно совершаемых Божественных тайн. В этом они вторят апостолу Павлу и даже некоторым античным философам (Платон, Законы)[1].

Апостол Павел первым сформулировал это требование: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 К ор. 5:7-8). Христиане, живущие новой жизнью, дарованной Христом Иисусом, должны приносить Богу «жертву духовную» (λογικὴ λατρεία, Рим 12:1-2). Эта духовная жертва совершается в литургическом собрании через внимание библейскому слову и проповедь, через соответствующее пение и гимны. Вся жизнь верующего должна стать духовным приношением, литургией после Литургии.

Один из самых красивых текстов о празднике, который я знаю, относится к пасхальным молитвам. Впервые я его услышал в соборе Нового Сада. В 1990-х годах, таких тяжелых для Сербии, епископ Бачский Ириней пригласил меня на празднование Пасхи. Я далеко не все мог понять в пасхальных литургических песнопениях. Я очень благодарен владыке Иринею за то, что он привлек мое внимание к этим словам:

Воскресения день и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
 
«Простим вся Воскресением» – я никогда не забуду этих слов. И теперь, когда я получил приглашение принять участие в Успенских чтениях, посвященных празднику, я почти не раздумывал: «радость праздника как источник прощения».
Размышления о диалоге между православными и католиками в связи с последним заявлением Совместной православно-католической богословской комиссии в Германии.

Прежде всего мне хотелось бы поблагодарить устроителей за почетное приглашение выступить с докладом в рамках Десятых Международных Успенских чтений. Для католического богослова, который уже в течение многих лет занимался изучением развития богословского мышления в Русской Православной Церкви, выступать здесь, в историческом центре Киевской Руси – особая задача и вместе с тем большая радость. Десятые Международные Успенские чтения посвящены теме: «Праздник: благодарение, освобождение, единение». Когда я прочел приглашение из Киева, я сразу же подумал о новейшем Документе Совместной православно-католической богословской комиссии в Германии, который был опубликован весной этого года и посвящен рассмотрению значения воскресного дня. Поэтому мне хотелось бы в своем кратком докладе представить вам этот документ, сказать несколько слов о принципах работы Комиссии, подготовившей это заявление и, в завершение, поделиться некоторыми принципиальными соображениями о диалоге между православными и католиками.
Чаяние и переживание праздника, пожалуй, одно из самых необходимых и искомых состояний человеческой души. И в то же время оно – одно из самых трудноуловимых. Переживая полноту праздника, человек, тем не менее, в то же время ощущает и его несовершенство, ведь рано или поздно после праздника приходят будни.

Что именно в празднике помогает нам пережить его как можно полнее? Конечно, в празднике обязательно есть содержание. Осознание, проживание содержания делает участие в празднике осмысленным.

В празднике обязательно есть общение. Человеку свойственно переживать и проживать содержание праздника совместно с теми, кто разделяет с тобой твою радость и готов принять тебя в этом.

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner