НАШИ ТЕМЫ
КЛБІ 2015

Нынче ветер терзает поле,
Выворачивает наизнанку
Лижет и лижет просторы,
Как животное, лижет рану.

Всё белым-бело, всё вокруг замело;
Лишь сухой стручок молочая
Дрожит на воде.
Этот хрупкий челнок
Белая буря качает.

Один лишь росток мне напомнить бы мог
Что я всё еще жива

Тогда вспомни лето,
пчелу, что дрожит
у сладких тычинок цветка.

Джейн Кеньон «февраль: думая о цветах»

 
Виген Гуроян

Христос воскресе!

Я рад, приветствуя всех здесь присутствующих словами всеобъемлющей Пасхальной радости, передать благодарственный поклон устроителям и всем участникам настоящей и, как всегда, особо актуальной конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения» от Полноты Украинской Православной Церкви, ее Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, профессорско-преподавательской корпорации КДАиС, всеукраинского православного педагогического общества, научно-издательского объединения «Дух и литера», «Центра священномученика Климента, Папы Римского: общение и диалог культур», Макаровского викариатства Киевской митрополии УПЦ, клириком которого я являюсь, и управляющего им Преосвященного епископа Макаровского Илария!

Несмотря на потрясающий ее экономический кризис, Беларусь поразительным образом сохраняет свою обычную невозмутимость и глубокий душевный мир. И вопреки всем невзгодам, Минск с удивительным радушием встречал на днях гостей XVII Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений (в том числе маленькую делегацию от Центра Св. Климента, возглавляемую игуменом Филаретом). Тема нынешних Чтений особенно междисциплинарна: «В ответственности за творение. Культура и образование перед лицом экологических вызовов» (http://www.inst.by/conferences ). При подготовке конференции активно сотрудничали такие различные организации, как Институт теологии Белорусского государственного университета и Министерство охраны окружающей среды, духовенство главных соборов Минска, Свято-Духовского и Петро-Павловского, Университет культуры и искусств и Научно-исследовательский центр «Экология».
 

Вступление

Виген Гуроян – православный богослов, профессор нескольких университетов США, автор книги «Воплощенная любовь. Очерки православной этики», известной в русском переводе. Две его замечательные книги, сборники коротких поэтических эссе, осмысливают тему экологии через метафору Райского Сада: это «Наследие рая. Размышления о садоводстве» (1999 г., появилась на русском языке в издательстве «Дух и литера» в мае 2011 г.) и «Благоухание Бога» (2006 г., пока не переведена).

«Наследие рая» приглашает в путешествие по садоводческому и церковному году, в котором читателя ожидают встречи с текстами Библии, сокровищами европейской поэзии, изречениями Святых Отцов, армянскими и греческими богослужебными цитатами и восхитительныеми свидетельствами из личного опыта автора. «Благоухание Бога» – своеобразное развитие «Наследия», в котором Гуроян углубляет и богословие Сада, и рассказ о личном переживании Бога в саду. Данный доклад является попыткой обобщенно изложить «богословское садоводство» и «садоводческое богословие» Гурояна, как оно представлено в обеих книгах.
Сегодня, пожалуй, уже нет нужды доказывать, что многие беды современного мира кореняться в отсутвиии или неразвитости экологического мышления, - это практически очевидно. Вопрос в другом: почему мы, представители или хотя бы наследники христианских цивилизаций, не мыслим экологически? Неужели этому, как заключают некоторые, не учит христианство? Начиная с 70-х годов, множество исследований (в первую очередь в Греции) весьма убедительно показали, что христианская Церковь с древнейших времен учит тому целостному взгляду на творение, который мы сегодня называем экологическим; [1] такой взгляд без труда прослеживается в Писаниях Ветхого и Нового Заветов, в раннехристианской литературе и в творениях отцов Церкви. Другой вопрос, кого христианство учит экологическому мышлению; это вопрос отношений между святоотеческой экологией и университетским образованием.

Поиск
Вход в систему
"Успенские чтения"

banner

banner